«Русский Шекспир» считал, что драму может написать и юноша, а вот для комедии нужно знание жизни. Островский так хорошо знал русскую жизнь, что его пьесы не просто следуют за современными событиями, но иногда их опережают. Рассказываем о трех постановках нынешнего театрального сезона, в которых русского драматурга не стали переписывать.
«На всякого мудреца довольно простоты» в Театре имени Маяковского
https://forumupload.ru/uploads/0019/78/9a/1565/t684428.jpg

Молодой человек, умный, завистливый и злой, как он сам про себя говорит, делает головокружительную карьеру, играя на слабостях окружающих, но допускает обидную ошибку – носит с собой дневник, в котором пишет все, что думает о людях, которых использует, чтобы подняться наверх. Сюжет совершенно сегодняшний – сколько карьер рушится из-за слива информации в соцсетях.

Режиссер Анатолий Шульев считает, что сюжет отчасти напоминает ситуацию, в которой оказывается молодой артист, пришедший в театр со сложившейся труппой, где у каждого свое амплуа и найти свое место среди корифеев непросто. Распределение ролей эту тему подчеркивает, потому что в главной роли – недавно принятый в театр Семен Алешин, выпускник Мастерской Миндаугаса Карбаускиса в ГИТИСе, а окружают его народные и заслуженные артисты.

Спектакль очень смешной и современный, поскольку все ситуации и персонажи узнаваемы – почвенники бодаются с либералами, пресса используется для того, чтобы испортить репутацию и обрушить карьеру, старый ретроград пишет трактат «О вреде реформ вообще». «На всякого мудреца» начали репетировать задолго до того, как был опубликован проект по традиционным ценностям, так что приходится признать, что Островский опять все угадал.

«Без вины виноватые» в театре «Сфера»

В «Сфере» премьеру этого спектакля посвятили сорокалетию театра. Кроме того, она предваряет 200-летний юбилей драматурга, который будет отмечаться в следующем, 2023 году. «Без вины виноватые» - одна из самых популярных пьес для русского театра, видимо, потому, что действие там разворачивается вокруг страдающей героини и актрисе, которой достанется эта роль, есть что сыграть. Вторая причина – там идет речь об актерах, о трагиках и комиках, героях-любовниках и покровителях актрис, эту пьесу чаще всего и ставят как историю о театральном мире. Знаменитый спектакль Петра Фоменко в театре Вахтангова вообще шел не в зрительном зале, а где-то между фойе и буфетом, по реплике комика Шмаги: «Мы артисты, наше место в буфете».

В «Сфере» режиссер Александр Коршунов подчеркнул мелодраматическую линию «Без вины виноватых»: трагедию матери, потерявшей своего ребенка. Много лет спустя она узнает, что ее сын жив, и узнает его в провинциальном актере, который служит в театре ее родного города. Главное в этом спектакле – взаимоотношения матери и сына: радость обретения, нежность, надежда на счастье. Бытовая часть, театральные нравы, так блистательно описанные Островским, в этом спектакле отступают на второй план, а вот главный злодей, который когда-то давно бросил будущую актрису, здесь очень выразителен. Как и положено в романтической драме - с одной стороны благородные матери, с другой подлые негодяи, которые к тому же обладают силой и влиянием. В финале кое-кто из зрителей всплакнул.

«Волки и овцы» в Театре Моссовета

Спектакль-огонь, как сказал кто-то из зрителей в антракте. «Волки и овцы» - это своего рода бенефис народной артистки России Валентины Талызиной. В театре Моссовета она служит с 1958 года, переиграла здесь много ролей и давно мечтала сыграть Меропу Давыдовну Мурзавецкую, немолодую помещицу, которая забрала огромную силу в губернии и твердо правит, при необходимости используя такие рычаги воздействия, как фальшивые векселя, при этом не забывая креститься после каждого слова. Поэтому Мурзавецкую часто играют эдакой угрюмой ханжой.

В спектакле Игоря Яцко она совсем другая, веселая и насмешливая. Когда Меропа Давыдовна напоминает своему подьячему: «А ведь ты когда-то был в меня влюблен», нетрудно представить себе, за что крючкотвор мог влюбиться в эту женщину: за широту, за смелость, за легкий нрав.

Махинации с поддельными векселями, за которые, в общем-то, можно попасть на скамью подсудимых (Островский писал свою комедию на основе реального судебного дела) она организует уверенно и весело, не сомневаясь, что прокатит, но и поражение принимает легко. Совершенно прекрасен диалог Мурзавецкой с Беркутовым во втором акте, когда Меропа Давыдовна понимает, что ее обыграли.

Островский был уверен в силе своих комедий и говорил: «Только бы театр прочел мою пьесу правильно, я уже был бы доволен». Спектакль Театра Моссовета ему, скорее всего, понравился бы: у Талызиной волшебный голос, звучит он завораживающе, а маленькие импровизации, которые радуют зал, вполне в духе пьесы.